Русская барыня

15.09.2025
3

Мамонт-овчарник (Мученик Мамант, его отец Федот и мать Руфина)

Таша Ортисова

Таша Ортисова

На Федота и Руфину поутру не выгоняй скотину, если выгонишь, беду накличешь

Пятнадцатое сентября: Овцедень

На Мамонта берегут коз и овец. Перед тем как выпустить животных на пастбище, их окуривают чертополоховым дымом, утепляют сараи и двор.

Подробности

Сегодня Мамонт-овчарник!

День коз и овец, которых овевали магическим дымом и не выгоняли на пастбища в раннее утро. Судя по всему, дата была приурочена к церковному календарю, отмечавшему день мученика Мамонта, которого славяне считали покровителем мелкого рогатого скота, в то время как Власий ведал скотом покрупнее:

Византийские основания культа «скотьего бога» на Руси представлялись очевидными, поскольку св. Власий считался покровителем животных, в первую очередь — крупного рогатого скота (как у южных, так и у западных славян). Пара византийских персонажей, воплощавших небесные явления (гром, небесные воды) и земное, хтоническое начало (скот/богатство), идеально «подходила» для окказионального взаимопонимания христиан и язычников, греков и руси (славян) при заключении договора, равно как для реконструкций праславянского состояния пантеона. Правда, когда крещеная Русь клялась в церкви Ильи в 944 г., Волос уже не упоминался в договоре с греками. При этом в самой раннесредневековой Византии «архипастырем» почитался другой святой — Мамант, покровитель по преимуществу мелкого рогатого скота: его культ сохранялся в фольклоре греков, но был менее популярен у славян, хотя русским был известен Мамонт-овчарник.

О. Белова, Я. Петрухин, «Почитание «чужих» богов: историко-этнографические заметки»

По утрам выходить не торопимся сегодня.