Сохраняя ремесло: как Юханн Никадимус возвращает кокошники в современную культуру
Юханн Никадимус — мастер, который вот уже почти десятилетие создаёт аксессуары, опираясь на исторические технологии шитья. Он вручную воссоздаёт старинные кокошники, создаёт авторские тиары в том числе в старинной технике «сажение по бели».
Он рассказал, как ему удается развивать технику, не изменяя традициям и сохраняя ремесло в его подлинном виде.
Про свою первую работу
Кокошник — устоявшийся собирательный термин, в обиходе мы называем так все большое красивое русское на голове. Когда говорим о традиционной культуре, тут стоит быть чуть точнее: в кокошники убирают волосы замужние женщины, в венцах-почёлках ходят девушки на выданье или невесты.

Про Fairytale Soup
Свою самую первую работу я закончил и запостил в 2015 году, тогда я бросил карьеру в ритейле и занялся реконструкцией. Это была реплика (копия) большого почёлка 19 века Архангельской губернии, похожего на снежинку. Идея сшить его застряла в моей голове после известной картины Константина Маковского. Этот же убор снимался у Юлдус Бахтиозиной на Царевне Лебедь в 2018 году и в фильме «Дочь рыбака» 2020 года. Классный фотопроект Fairytale Soup в 2020 году сделала Наташа Янкелевич и стилист Елена Таш, дизайнер марки Онсица.



Здесь актриса Алена Михайлова как героиня «Золотого петушка», «Снегурочки» и «Сказки о Царе Салтане» носит три моих убора: почёлок и девичью повязку Архангельской губернии и поволжский кокошник-лунник из черного бархата. Шикарную SWAN в 2025 году с теми же почёлком и повязкой сняли Егор Шабанов и Саркис Палян. Горжусь этими проектами! Хочу упомянуть еще черно-белый проект «Между царствами» фэшн-фотографа Дмитрия Булина, он в этом году выставлялся в ММАМ, но там уже другие мои венцы-кокошники.


О технологиях
На работу всегда вдохновляет технология — хочется делать все более сложное. Конечно, впечатления от сказок в детстве тоже реализуются и в реконструкции, и в моих дизайнерских тиарах. В самые эмоционально сложные минуты очень мотивируют покупательницы и заказчицы — как они счастливы! И ради подписчиков тоже нельзя бросать работать — для многих людей созерцание красоты, хотя бы онлайн, остается иногда последней поддержкой. Наша миссия — делать красиво и бросать это в интернет.


Про отношение к плагиату
Мне приятно вдохновлять, я вижу мастериц, которые обучились старинным техникам вышивки и повторяют мои работы или копируют мой подход. Конечно, злюсь на прямой плагиат, но вспоминаю, что и Малевич учился на классике, может, я классик… Посмотрим. Когда я начинал, десять лет назад, в интернете было минимум информации и только две-три офлайн-школы, нужны были усилия, я рассматривал каждый стежок на каждой плохой фотке в VK. А сейчас и за музейными публикациями не успеваю следить, так их много — это классно!
О будущем бренда тиар KEY
Для себя, я хочу усилить свой бренд тиар KEY, стать модным домом. Ищу поддержки и инвестиций, чтобы открыть свой новый горизонт, может, коллаборировать с гигантами: Schiaparelli, Rick Owens, Cartier. Я знаю, что им предложить как дизайнер. Вся культура вращается вокруг уже узнаваемых форм и приемов, все обращаются к истории искусств. Думаю, это связано с глобализацией и открытостью информации — я это полностью поддерживаю. Чем больше мы открыты, тем отчетливее наша уникальность.