Русская барыня

06.06.2025
322

Чудо на блюде: нескучная еда народов России

Виктория Ли

Виктория Ли

Текст: Виктория Ли

По пирамиде Маслоу, еда относится к самой первой ступени потребностей. Тем не менее насыщение — это далеко не все, что дает нам пища. Стремление поесть подольше и повкуснее заставило человека научиться делать удивительные вещи: приручить огонь, одомашнить диких животных, вывести новые растительные культуры и провести огромное количество химических опытов по продуктовой трансформации. 

Еда строила и ширила цивилизации, открывала новые территории, устраивала войны, формировала классы и самосознание. И до сих пор за трапезным столом заключают союзы, мирятся, празднуют и даже общаются с потусторонними силами.

Сегодня посмотрим на интересные разновидности локальных блюд, которые можно найти на территории России. 

Бурятская молочная пенка

Снимать пенку по-бурятски значит готовить урмэ. Сладкий десерт в виде замороженной молочной пенки, иногда сдобренной брусникой или черемухой. 

Подают лакомство на праздники, например на свадьбу или в лунный Новый год — Сагаалган, «белый месяц». В конце зимы вместе с остальной чистой, или «белой», пищей: молоком, творогом, саламатом (мучной кисель), молочной водкой на стол выставляют и урмэ.

В круг внесли на двух блюдах молочную пенку. Румяная и душистая, она дразнила аппетит гостей. Невеста со своими подругами стала раскладывать лакомство по тарелкам. — Урмэн! Урмэн! — восклицали гости, протягивая к тарелкам руки».

Х. Намсараев, «На утренней заре»
Урмэ, фото dzen.ru

Пословица, известная для русских как «Чужими руками жар загребать», на бурятском дословно звучит так: «Хүнэй гараар могой барюулха, өөрынгөө гараар үрмэ бариха» («Чужими руками змею брать, своими руками пенку снимать»).

Калмыцкий чай с солью

Русского человека сложно удивить, предложив ему к чаепитию сахар и варенье, а вот как насчет соли?

Хальмг цә — калмыцкий напиток, который принято заваривать следующим образом: отрезать от чайной плитки кусочек, положить в котелок, залить водой и вскипятить. Затем добавить молоко и соль. 

Пустой чай (без молока) — хоосн цә — пить было не к лицу, это считалось признаком бедности. 

Кроме того, в напиток часто добавляли масло и пряности: гвоздику, лавровый лист и мускатный орех. Готовое угощение разливали из котла или переливали в специальные высокие кувшины — домбо.

Молочный чай у калмыков имел названия на все случаи жизни:

…сваренный по случаю изготовления войлока, назывался ишкән цә (букв.‘чай войлока’), өвин цә — чай для благословения приданого невесты перед его выносом из дома ее родителей, который варили представители стороны жениха, манз цә — чай, который подавался священнослужителям во время молитвы.

Т. Шараева, Е. Айыжы, «Чай в традиционной культуре калмыков и тувинцев»
Калмыцкий чай, фото bolshayastrana.com

Чукотский кровяной суп

Олень — краса и гордость Севера, он же и его привычная пища. Ценное животное в суровых условиях не разбазаривают, поэтому блюда готовятся практически из всей туши. В дело идет мясо, молоко, потроха, рога, каныга (полупереваренное содержимое желудка) и даже кровь.

Вилмуллырилкырил — кровяной суп, который готовится из мелко нарубленных внутренностей с нутряным жиром (тем, что нарастает на органах). После того как настоится бульон, в суп вливают оленью кровь и варят до загустения.

Кровяной суп, фото Евгении Тимоновой, stena.ee 

Подобное блюдо готовится и в странах с менее суровым климатом. Например, в Чехии наваристый суп из свиных внутренностей и крови имеет запоминающееся название прдэлачка.

Алтайский сушеный сыр

Курут — сушеный или копченый продукт, приготовленный из кислого молока. Распространен и любим в Центральной Азии. Название его пошло от тюркского kuru, что значит «сухой». 

Эти спрессованные шарики практически не портятся и занимают мало места. 

Курут считают пищей гостеприимства и ритуальным угощением. В одном из эпосов рассказывается о превращении в богатыря благодаря чудо-сыру: 

Когда он достал и посмотрел,

Его матери давнишнее молоко в нём

Алтая хозяйка – почтенная старушка

Двумя пластами курута сделав,

Высушив их, положила, оказывается.

Именитый-знаменитый Кёгюдей-Мерген

Половину одного курута

Отломив, съел.

Два раза лучше, чем раньше,

Кёгюдей-Мерген стал ведь,

Десять раз лучше, чем прежде,

Батыром он стал. 

Н. Тыдышева, «Традиционная картина мира тюрков Саяно-Алтая: ритуальные символы и коды обрядовой трапезы»

Есть много разновидностей курута: сладкий, соленый, пресный.

Рекламная визуализация «Крут Курут», автор Alina Shenogina

Поморский рыбник

Закрытый пирог, внутри которого запекается рыба целиком — с головой и костями, а иногда и в чешуе. Распространен на Русском Севере. Еда для праздников, будней и даже на удачу:

Самый разгар семги, когда она в реку поднимается. А когда из нее рыбник делали, головой вперед всегда запекали, чтобы рыба шла вверх по течению.

Н. Ведерникова, «Море в традиционной культуре Поморья»

Один из свадебных колдовских ритуалов карелов, вепсов и русских поморов предлагал следующее: во время традиционного омовения натереть невесту заговоренной солью, поставить ее на сковороду, а затем облить водой или молоком: 

Оставшаяся после обливания на сковороде вода (молоко) использовалась для замеса теста и приготовления пирогов, чаще всего рыбника. Им угощали жениха, чтобы он крепче любил невесту.

И. Винокурова, «Банные обряды жизненного цикла человека в вепсском культурном ландшафте»,

В обычные дни запекалась рыба попроще: корюшка, ряпушка, щука окунь, лещ, налим. А вот в особенные дни — на свадьбы, родины и крестины — не жалели драгоценной белорыбицы и лосося.

Рыбник служил отличной путевой пищей — верхнюю часть закрытого пирога отрезали и ели вприкуску с цельной начинкой. 

Рыбник, фото dzen.ru

Дагестанский урбеч

Густая паста из молотых семян и орехов, самая популярная и традиционная разновидность — из льняного семени. 

Им кормили, угощали, лечили, заговаривали. Известно, что на раны накладывали повязку из урбеча: 

…рану заливали медом или урбечом, который готовили из не менее важного растения в жизни не только кайтагцев, а практически всех народов Дагестана, льна.

З. Абдулкеримова, Д. Абдулкеримова, «Средства и методы народной медицины в традиционной этнографии даргинцев в XIX — начале XX в. (по полевым этнографическим материалам кайтагских сел)»

В некоторых районах Дагестана в первый день весны женщины проводили магические ритуалы — изгоняли нечистую силу, сжигая хвою. Тогда же готовили семь разных блюд. Одним из кушаний была курукудал карщ — каша из кислых сортов кураги на муке, щедро политая урбечем. Кашу нужно было непременно съесть в тот же день, чтобы год не прошел в лени.

Урбеч, фото nuts24