Русская барыня

08.12.2025
261

«Через 30 лет я буду переосмыслять электросамокаты»: художник Дима Данилин о ностальгии и любви к русской хтони

Катерина Карпова

Катерина Карпова

Художник из Ленинградской области Дмитрий Данилин черпает вдохновение в повседневных вещах и создает из них нетривиальные предметы для дома. Сериал про его шкаф-панельку в соцсетях собрал сотни тысяч просмотров. «Русская барыня» поболтала с Дмитрием о современном искусстве и любви к русской хтони.

В 2019 году я бросил последнюю работу, связанную со строительством скейт-парков, и параллельно меня позвал помочь с одним проектом блогер Даня Крастер. Я приехал — помог — уехал, а еще через пару недель вернулся… И с тех пор Северная столица так и не отпускает. Днем помогаю Дане, а по вечерам после работы и ночью дома занимаюсь своими проектами. Очень удобно, что и там и там проекты во многом пересекаются, и очень неудобно, что почти не остается времени на сон.

Тема ностальгии в современном искусстве и любовь к русской тоске

У меня действительно много работ на данную тему. В моем случае это связано с тем, что мне очень нравится история предметов, которые я беру в качестве прообраза.

В Советском Союзе был дефицит товаров, поэтому вокруг единичных позиций складывалась особая «экосистема», обрастающая традициями, уютом, историями… Та же люстра «Каскад», по которой я делал серьги, выбивалка для ковра или водоразборная колонка из детства (именно водоРАЗборная, а то в комментариях очень любят спорить на тему ее названия). Касаемо остальных индивидов, люди всегда любили ностальгировать, просто в нашу «эру интернета» это чувство вербует под себя все больше людей за счет различных приемов вроде вирусности, мемов и так далее.

Уверен, что и в начале нулевых художники уже обращались к образам прошлого столетия. А еще я считаю, что тема панелек обязательно рано или поздно наскучит, а потом вернется еще лет через 15. Мода циклична, и завтра пацаны будут разгуливать в обтягивающих джинсах, вот увидите.

А через 30 лет художники будут выбирать, на какой предмет ссылаться в творчестве, и запутаются, потому что сейчас слишком много всего и повсюду… Чур, я забираю тему электросамокатов!

Когда на рынке высокая конкуренция — это подстёгивает или дизморалит?

50/50. С одной стороны, мне очень нравится общаться с крутыми творческими личностями, обсуждать и оценивать наши проекты, делиться опытом, расти вместе с ними… А с другой… Лично я постоянно боюсь, что кто-то опередит меня или мою идею уже кто-то реализовал и вот-вот выставит на обозрение. Если задуматься, то это просто смешно и в целом в конкуренции нет ничего плохого. Человечество на протяжении многих веков создавало одно и то же, но руками разных мастеров с разных материков. А потом спорило, чье сие чудо.
В любом случае конкуренция — это хорошо! Это рост, это мотивация. Другое дело, что сейчас эта конкуренция сильно размыта. Кто-то по 20 лет занимается крутыми проектами, но у него мало подписчиков и о нем никто не слышал, потому что он не участвует в челленджах, а кто-то выкладывает один прикольный проект и улетает в небеса, но спустя время оказывается, что это была его единственная хорошая идея. К слову, меня можно отнести и к тем и к другим. Я — дивергент!

Три имени из большого искусства

Возможно, те, кого я назову, в общем понимании не относятся к большому искусству, но лично для меня они куда выше. Александр Петров (не пугайтесь, не актер) — советский мультипликатор, рисующий покадрово пальцами. Чем рассказывать, просто посмотрите его работу «Старик и море» 2000 года, за которую он номинировался на «Оскар» и над которой потел 30 месяцев!

Слава Курилов, написавший книгу «Один в океане». Человек, который ради мечты спрыгнул с круизного лайнера и трое суток плыл навстречу свободе.

Ричард Луис Дик Проеннек — американский отшельник, который 30 лет жил в срубе подальше от цивилизации, изучая природу Аляски, параллельно все документируя. Можно сказать, это один из первых блогеров. Его уютные футажи природы есть на YouTube. Тоже советую ознакомиться.

Из художников нашего времени — Павел Плетнев (хотел написать Бэнкси, но отмечу нашего), Паша 183: его шоколадка «Аленка» на железобетонных плитах — медятина. Мне очень нравятся большие стрит-арт-проекты.

Из чего-то прям знаменитого нравится сюрреализм, в особенности Рене Магритт.

На самом деле в искусстве я мало разбираюсь, все по верхушкам, и на данном этапе жизни мне этого вполне хватает. Картины Клода Моне, Ван Гога или Фриды Кало меня никак не возбуждают, хотя я и рассматривал их, и читал их истории… Деревенщина, что тут сказать.

Коллаборация мечты

Это прозвучит глупо, но я с удовольствием бы закастомил гитару Виктору Робертовичу Цою. Его «Спокойную ночь» я могу слушать на репите сутками, и каждый раз это будет как в первый.
Опять же, Паша 183. Я уверен, мы бы с ним подружились, будь он с нами.

Ещё с удовольствием бы устроил какой-то перформанс в 80-х годах в паре с Мариной Абрамович.

Есть ли работа, которая неожиданно «выстрелила»

Моя небольшая популярность началась благодаря небольшой хлебнице в виде гаража-ракушки. Я считаю это переломным моментом в моем творчестве. Я впервые решил показать людям то, что мне на самом деле нравится делать, и люди это начинание здорово поддержали. За что я им премного благодарен.

С тех пор было еще с десяток проектов, которые так или иначе круто форсились, набирали много просмотров, подписчиков… но ракушка! Она в моем сердце навсегда, и как бы я ни пытался сделать что-то подобное… не то! Думаю, тут сработала какая-то немыслимая совокупность нескольких факторов, тем более я наблюдал подобные выстрелы и у других блогеров. Желаю всем художникам испытать это чувство. Тут главное — не останавливаться и продолжать творить от чистого сердца, а не в угоду трендам соцсетей.

Обратная сторона творчества: что самое сложное — продвижение, продажи, коммуникация или другое?

Самое сложное — это читать комментарии под своими работами на «Пикабу», ахаха. Ничто не сравнится с мнением постояльцев этого легендарного сайта. Многие спрашивают, зачем я вообще туда публикую? Но там, как и на любой площадке, есть куча интересных зрителей. Например, я познакомился там с работницей самарского завода, где как раз и изготавливали легендарные ракушки. Она присылала мне архивные фото и видео, а я как раз люблю копаться в старинных манускриптах.

Ну а вторая сложность — это отсутствие времени. Если бы в сутках было больше часов, то и проектов было бы куда больше, и качество сегодняшних наверняка было бы выше прототипов. А так… Сон четыре часа — и на работу. Ходишь как инфузория на одной туфельке и качаешься.

Как избежать выгорания (только рабочие методы)

Ну правило абсолютно простое, и от этого не менее полезное — правильно питайтесь, высыпайтесь и занимайтесь спортом. Я вот ничего из этого не соблюдаю и ещё кое-как держусь, но это только из-за того, что я, как уже писал выше, — дивергент) А может, я уже давным-давно выгорел, просто тщательно это маскирую…

На чём сейчас главный фокус в творчестве

Главный фокус — отступление от темы СССР, иначе моё творчество тоже развалится.

Сначала я сам запихнул себя в эти рамки, а теперь пытаюсь потихоньку вылезти. Мне нравится творить на любые темы в любых направлениях, и именно это я буду транслировать в ближайшее время (*сказал Дима, выложив молоток для отбивания мяса в виде забора ПО-2).