Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается
Двадцать восьмое августа: день последних колосьев
На Дожинки, или Большую Пречистую, святят новый хлеб, празднуют окончание жатвы братчинами и гулянием. На поле оставляют несколько несжатых колосьев — на следующее урожайное лето.
Подробности
Сегодня Дожинки!
Праздник окончания жатвы. В этот день крестьяне в церковь шли хлеб новый святить.
На Большую Пречистую деревенская Русь привыкла светить новый хлеб. Это происходит за обедней, когда каждый добрый хозяин приносит с собой в церковь свежеиспеченный каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ест ни крохи, все дожидаются «свяченого» куска. Разговляются на этот день прежде всего хлебом. Остаток каравая тщательно завертывается в чистую холстину и кладется под образа. Кусочками ее «пользуют» болящих, твердо веря в целебную силу этого Божьего благословения. Считается большим грехом уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем более растоптать ее ногами.
А. Коринфский, «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа»
И возвращали силу, отнятую за долгое, трудное лето:
Дожиночный обычай кататься по земле был своеобразным заклятием на возврат силы и жнецам, и жницам, и земле. Кувыркание и перекатывание по полю совершалось серьезно и даже торжественно. Оно сопровождалось заговорными фразами (иногда их проговаривали и выкрикивали трижды). Словесных формул записано немало: «Жнивка, жнивка, отдай мою силу в каждую жилку, в каждый суставец» (Киришский район, Ленинградская область), «Николе борода, коню голова, пахарю коврижка, жнеюшке напышка, а хозяевам на доброе здоровье», «Пашня, пашня, хлебца нам дай, а силу нашу отдай». (Иркутская губерния).
А. Некрылова, «Русский традиционный календарь»
Жнивка-жнивка, отдай нашу силу (молодость, лучшие годы и время, потраченное на думскроллинг).